1880 год. Более 130 лет прошло с того времени, когда появился храм в селе. Ясно, что никаких очевидцев, как происходило «рождение церкви», нет. Опираясь на сведения полученные с того сайта [http://pravoslavie58region.ru/] мы узнаём, что храм, построенный в 1880 году, сгорел в 1903 году, что стало причиной пожара неизвестно. Однако, был вновь построен на страховую премию после пожара в 1915 г. и освящен 27 июня того же года. В сельской библиотеке нам предоставили газету «Бековский вестник» за 2006 г., где была размещена статья со скупыми сведениями о церкви в с. Сосновке и фото с очень плохим изображением храма. Но благодаря ему и воспоминанием очевидцев последних лет существования и разрушения церкви, фотографиям похожих по конструкции храмов, выяснили, какой была церковь в с. Сосновка. Из деревянных сосновскому храму, более близок тип Клетской церкви, но не может относится к таковому из-за не соответствия кровли. Они были наиболее распространенными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси восток - запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными "стаей". Основные объемы храмов рубились в обло с остатком, алтари - в лапу. Каждый объем церкви покрывался особой кровлей, на коньке моленный зал венчался постаментом с 1, 3, 5, 7, 9, 13 главами. Постаменты оформлялись в виде 4- или 8-гранных срубов, бочек или шатров. Символичны и сами материалы, из которых созидались храмы Божии — камень и дерево. Как правило, для возведения храма на Руси применялся тот материал, то есть та древесина, которой в данном регионе было в избытке. В нашем случае для строительства храма использовался сосновый брус. Село потому и называется Сосновкой, по наличию в данной местности сосны. Дерево — символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.Кровля по свидетельству очевидцев была крыта жестью.Старожилы села помнят, что церковь Троицы Живоначальной стояла на самом высоком месте села Сосновки. Бревенчатая, белёная, на фоне голубого неба она была похожа на облако, опустившееся на землю с зелёными куполами и с необыкновенным крестом на центральном куполе, горевшем золотым светом, повторяя сияние солнца. Звон колоколов был слышен далеко за пределами села.Церковь была архитектурным украшением села. | ||||||||||
|
Восстановить эскиз церкви помогла учитель ИЗО Митина Елена Владимировна. |
|
|
|
||||||
|
|
| ||||||||
По свидетельствам немногочисленных очевидцев, по единственной сохранившейся фотографии и архивным данным удалось выяснить основные данные о храме в селе Сосновка. Храм был освящен в честь Троицы Живоначальной, построенный в 1880 году, сгорел в 1903 году, что стало причиной пожара неизвестно. Однако, был вновь построен на страховую премию после пожара в 1915 г. и освящен 27 июня того же года. Опираясь на воспоминания местных жителей, архивные материалы, архитектурные каноны православных церквей, сравнивая с аналогичными постройками, удалось установить тип храма и его характерные особенности. Храм Троицы Живоначальной можно определить как деревянный крестово-купольный. Построен из соснового бруса, белёный, венчался пятью куполами зелёного цвета. Центральный крест был выполнен из металлических уголков со стеклянными вставками. По преданию, крест был привезён помещиком Смирновым. На сегодняшний день, он находится на кладбище, недалеко от места, где была церковь. 30-е годы, одни из самых трагических страниц истории нашей страны. Религия под запретом. Репрессии. Разрушение и разорение храмов. Эта трагедия не обошла и село Сосновку. Храм в селе простоял примерно до 1959 года. Но после ареста последнего священника церковь уже не работала. После войны в ней размещались немецкие военнопленные, строившие газопровод. Она служила складом, а затем её разобрали на строительство клуба … Все качества присущие истинному христианину формировались в народе через общение с церковнослужителями. "Всю жизнь провел в родном селе, где был активным церковником"- это сказано о последнем священнике. По данным архива удалось выяснить его судьбу. Аринушкин Георгий Андреевич был арестован и расстрелян в 1937 году в тюрьме города Аткарска Саратовской губернии. О. Георгию было всего 31 год, он был женат и на момент ареста имел двоих несовершеннолетних детей. Что стало дальше с семьёй не известно. Сегодня от храма ничего не осталось, только насыпь фундамента. На месте, где он стоял, возвышается крест, отсюда начиналось село, начиналась духовная жизнь человека в православии, здесь же и заканчивалась его земная, на погосте. Но не заросла дорога ведущая, даже к разрушенному до основания храму. И по сей день, завершая последний путь человека по земле, его приносят к месту где стояла церковь, останавливаясь в скорбном молчании, перед бывшим алтарём соблюдая традиции, чтя святое место. | ||||||||||
|
Публикация в СМИ | |||||||||